В мире не должно быть закрытых торговых блоков

934A723D-913A-4C45-BF9E-693271683D81-1134-000000BAE156F66B_tmp

Министры торговли стран G20 сошлись на том, что необходимо избегать создания закрытых блоков в рамках ВТО. Речь идет в первую очередь о Транстихоокеанском партнерстве, которое рассматривается его участниками как альтернатива слишком сложной системе регулирования мировой торговли в рамках организации. Также «торговая двадцатка» утвердила стратегию роста мировой торговли и принципы инвестиционной политики — впрочем, оба документа не являются юридически обязывающими — и договорилась обсудить сокращение господдержки избыточного производства стали, что выгодно РФ.

Вчера на встрече министров торговли G20 в Шанхае достигнута договоренность о том, что соглашения с ограниченным числом участников должны быть открыты для присоединения всех желающих стран, что «позволит избегать создания внутри ВТО каких-то закрытых блоков», отметил по итогам встречи глава департамента торговых переговоров Минэкономики Максим Медведков. Власти РФ неоднократно выражали беспокойство в связи с созданием ЕС и США Транстихоокеанского партнерства (ТТП) как альтернативы ВТО, настаивая на примате организации в регулировании мировой торговли. «Министры подтвердили, что, кроме ВТО, ничего нет и все, что делается в региональных торговых соглашениях, должно подчиняться правилам ВТО»,— подчеркнул чиновник. Де-факто согласие G20 означает, что ТТП не сможет обсуждать дополнительную либерализацию торговли с потенциальными новыми участниками — в первую очередь речь идет о КНР. РФ в этой схеме рассчитывает на вовлечение Китая в конкурирующие проекты по облегчению условий торговли в рамках ШОС и ЗСТ АТЭС — и работу с ТПП через АСЕАН.

Серьезного прогресса в выходе из тупика в рамках самой ВТО «торговая двадцатка» не продемонстрировала. В описании господина Медведкова «министры предприняли попытки» договориться о повестке переговоров в рамках зашедшего в тупик Дохийского раунда в Женеве — но ключевыми для нее вновь названы уже обсуждавшиеся полгода назад поддержка сельского хозяйства, экспортная конкуренция, доступ на рынки, инвестиции и электронная торговля. Впрочем, РФ, из-за специфики экономики не претендующая на возможность присоединения к ТТП (партнерство предполагает большую, чем ВТО, либерализацию инвестиций, торговли услугами и оборота интеллектуальной собственности), продолжает поддерживать ряд дискуссий в ВТО. Одной из них стало обсуждение проблемы избыточных металлургических производств в мире. Речь о подготовке обязывающего соглашения по снижению производства стали не идет — пока крупнейшие производители договорились только оценить необходимость такого обсуждения в рамках комитета ОЭСР по стали. Однако РФ, где металлургия сосредоточена в частных руках, обсуждение темы ограничения господдержки новых производств в странах-конкурентах (КНР, ЕС, США, Канада, Индия) поддерживает.

Также «торговая двадцатка» утвердила стратегию роста мировой торговли, ее цель — вернуть рост оборота на уровень 3-5% в год и снизить издержки на 15% (сроки этого процесса не формализованы). На страны G20 приходится 85% мировой торговли, в последние четыре года ее рост стабильно держится ниже 3% — это худший период за последние 30 лет. Максим Медведков сообщил, что министрами «достигнуто понимание» необходимости «снизить издержки при пересечении и обработке товаров на границе, оказать поддержку международным торговым системам, снять ограничения для инвестиций». Еще один документ, принятый торговой G20,— «Руководящие принципы инвестиционной политики» — призван унифицировать подходы к подготовке инвестсоглашений. «В мире существует более 3,6 тыс. соглашений, которые регулируют вопросы инвестиций, у РФ их более 70. И подходы к заключению, и те принципы, которые положены в основу этих соглашений, сильно расходятся»,— констатировал господин Медведков. Впрочем, документ также не является обязывающим даже для G20 — речь скорее идет о предоставлении возможности использовать его «всем государствам мира», сказал чиновник.

http://kommersant.ru/doc/3035602